Профориентация старшеклассников: классификация специальностей
Выбор будущей профессии для старшеклассника – задача не из легких, но от этого выбора зависит образ его жизни. Важно опираться на собственные психологические особенности, интересы и понимать, чего требует та или иная профессия от человека.
Выбор будущей профессии для старшеклассника – задача не из легких, но от этого выбора зависит образ его жизни. Важно опираться на собственные психологические особенности, интересы и понимать, чего требует та или иная профессия от человека.
Чтобы было удобнее ориентироваться в существующих профессиях, ученый Е.А. Климов и его команда разработали их классификацию в соответствии с разновидностями объектных систем, сформулировав пять типов занятости:
- Профессии типа «Человек – Природа». Такие специалисты взаимодействуют с живой природой. Дисциплины, которые позволяют работать в данной области: анатомия, ботаника, биология, зоология и физиология. От работника требуется дальновидность, заботливость, умение самостоятельно принимать решения, инициативность, а иногда и творческое мышление. Сюда же относятся и спортсмены – обычно к моменту выбора профессии у старшеклассника уже много спортивных призов, и такие таланты следует развивать.
- Профессии типа «Человек – Техника». Работа связана с различными техническими объектами, то есть механизмами, типами энергии и материалами (в том числе, неметаллическими). Дисциплины: физика и химия, черчение и математика. Необходимые качества: новаторство, изобретательность, техническая фантазия и творческий подход, исполнительная дисциплина. Иметь дело придется не только с техникой (к примеру, водителю трамвая нужно уметь управлять транспортом, но также и коммуницировать с людьми, пассажирами), однако главными остаются именно технические объекты и их свойства.
- «Человек – Человек». Занятость связана с людьми, с управлением ими, с наставничеством, обслуживанием. Дисциплины: литература, история и прочие предметы, которые помогают в познании людей и социума. Необходимо уметь налаживать контакт, понимать свойства людей, разбираться в определенной области науки, искусства и т.д.
- «Человек – Знак». Работа связана со знаками, формулами, текстами и цифрами. Работник обрабатывает информацию. Необходимые качества: усидчивость, умение выполнять рутинную мысленную работу, отвлекаясь непосредственно от предметности и т.д.
- «Человек – Художественный образ». Объекты внимания – предметы искусства. Сюда можно отнести музыкантов, актеров, писателей и т.д. Качества, позволяющие добиться успеха в профессии – это реалистичный уровень притязаний, творческое мышление, гибкость ума и другие.