Как соревнования влияют на мотивацию достижений у дошкольников
Дошкольный возраст наиболее благоприятный для формирования у ребенка основ личности и социальных навыков. Тем не менее, у большинства детей к моменту начала учебы не сформированы мотивации. Они не могут ставить цели, находить способы их достижения, получать желаемое.
Преимущества соревнований перед обычной игрой
Играя, дети познают мир, учатся взаимодействовать, формируются как личности, опираясь на пример родителей и ближайшего окружения. Если во время игры развитие происходит плавно и постепенно, то в процессе соревнований проявляется соперничество, которое вызывает желание быть лучшим.
Стараясь проявить себя, ребенок развивает личностные качества:
- быстроту реакции
- смелость
- ловкость
- сообразительность
- настойчивость
- целеустремленность
Участие в групповых соревнованиях дополнительно формирует чувство ответственности, значимости, уверенности в себе. Ребенку сложно осознавать, что он часть целого, поэтому должен подчиняться общим требованиям, действовать, опираясь не только на свои желания, но и согласовывать их с действиями других участников команды. Соревнуясь, дети начинают осознавать связь между личным вкладом и коллективным результатом.
Важную роль в формировании мотивации играют призы, игрушки, наградные медали. Достижение поставленной цели, старания ребенка должны поощряться, не оставаться незамеченными.
Воспитательная роль соревнований
Соревнования влияют не только на участников, но и на болельщиков. Малыши начинают проявлять интерес к достижению таких же успехов, стремятся лучше учиться, работать, становятся более активными и заинтересованными. Для поддержания всеобщего интереса рекомендуется время от времени проводить соревнования для всех. В таких мероприятиях зачастую побеждает дружба, поэтому важно купить грамоты для детей и небольшие призы каждому, чтобы никого не обойти вниманием.
Обсуждение результатов состязаний формирует адекватную самооценку у малышей. Воспитатель или тренер помогает вскрыть сильные и слабые стороны, указать пути исправления ошибок, поставить цели для достижения лучших результатов и самосовершенствования.
Все дети по-разному реагируют на успех и поражение. Радуются в основном бурно, не сдерживая эмоций. А вот при поражении одни плачу, другие обижаются, реагирую агрессивно, отказываются принимать участие в состязаниях в будущем, третьи замыкаются в себе, таят обиду внутри. Беседовать с детьми необходимо в любых случаях, хвалить за удачные моменты, акцентировать внимание на промахах, поддерживать и поощрять.
Дети, которые часто и с удовольствием участвуют в соревнованиях, более успешны в учебе и жизни. Они умеют ставить цели и достигать их, преодолевая трудности.