Все влюбленные мира одинаково романтичны и суеверны. Во имя сохранения любви они готовы соблюдать традиции и верить суевериям. Свадебные церемонии во все века представляли собой сложный, наполненный ритуалами процесс. Со временем многие обряды безвозвратно забылись. Их место заняли новые таинства, как, например, свадебные замки.

На самом деле, современная традиция навешивать «замок любви» на ограды мостов и фонарные столбы, пришедшая из Италии в конце прошлого столетия, уходит корнями в язычество. Манипуляции с замком присутствовали в обширном свадебном ритуале наших предков. Правда, имели иной смысл и исполнение.

Языческий заговор «на любовь»

У язычников свадьба представляла собой процесс перерождения девушки в женщину, как в прямом физиологическом смысле, так и в переносном. Девушка умирала для своей родни и должна была возродиться в новом качестве в семье мужа. На этапе этого перехода она становилась уязвимой для нечистой силы, поскольку покровительства домашних божеств лишалась, а защиту новой родни еще не приобрела.

Чтобы обезопасить себя от влияния темных сил, засватанные девицы уподоблялись мертвым: отказывались от имени, жили отдельно от семьи, облачались в белые саванны, их оплакивали, а перед свадьбой стелили постель под иконами, как укладывают покойников. Роль жениха – вызволить свою возлюбленную из Мира мертвых.

Таинство заключения брака совершалось в чистом поле. Руки юноши и девушки повязывались рушником, и волхв обводил их три раза вокруг ракитового куста, читая заговор на любовь. После этого волхв закрывал обычный амбарный замок, как бы замыкая заговорные слова. Замок вручался женщине. Ей надлежало хранить его в тайном месте, чтобы никто не мог открыть замок, тем самым разрушив заклинание. Жениху доставался ключ, который он должен был с той же целью выбросить в реку.

Языческий обряд забылся и возник в ином виде с легкой руки итальянского писателя Федерико Моччиа – автора культового бестселлера «Три метра над небом».

Современная интерпретация

В своем романе «Хочу тебя» (2007 г.) Моччиа описал сцену, в которой герои Степ и Джин клянутся в любви друг другу в Риме, у третьего фонаря на мосту Мальвио, перекинутом через Тибр. Клятву они скрепляют не обручальными кольцами, а цепью, обернув ее вокруг фонаря и навесив замок.

Стоило книге выйти из печати, как влюбленные подхватили идею и разнесли по миру. Вместо фонарного столба «замки любви» стали навешивать на ограды мостов или на деревья любви, которые придумали устанавливать городские власти во избежание обрушения оград под тяжестью металла.

Замки превратились в обязательный стильный атрибут свадебной церемонии. Их изготавливают на заказ, богато декорируют, гравировка свадебных замков увековечивает имена влюбленных, дату бракосочетания и их клятвы друг другу. Современные женихи и невесты не прячут замок, а выставляют на всеобщее обозрение, не тая взаимных чувств.

Так из старого рождается новое. Одни ритуалы забываются. На их месте рождаются новые. А смысл остается – сохранить любовь.